БЛОГ

Удаленная работа

Сегодня хочется поговорить о том, что такое удаленная работа во время пандемии, нужны ли в этот период HR-менеджеры и что делать компаниям, которые хотят сохранить свою команду в этот сложный период и не потерять ценных сотрудников и корпоративный дух компании. 

В последнее время все чаще можно услышать (или увидеть в статьях в СМИ и в комментариях к ним), что HR-менеджеры сейчас не нужны, что в удаленке нет ничего сложного, и что это, наоборот, в кайф всем сотрудникам любой компании. 

Я, как HR-специалист, директор HR-агентства, организационный консультант и гештальт-терапевт, имею возможность посмотреть на происходящее с разных сторон и позиций, в том числе увидеть и все те подводные камни, с которыми сейчас могут столкнуться многие компании. 

И в рамках поддержки организаций во время кризиса, именно в этой статье, я хочу рассказать о том, что же на самом деле сейчас происходит в бизнесе с точки зрения внутренних и экономических процессов компании. 

Сейчас бизнес сталкивается с очень разными вопросами, проблемами, и все они возникают исключительно из тех целей и задач, которые бизнес ставит перед собой. Я для себя выделила три типа организаций, да, они достаточно обобщены, и вместе с тем, это достаточно объективная градация, которая построена именно на цели бизнеса во время пандемии и карантина. 

Итак, сама градация: 

  1. Компании, которые претерпели очень серьезный экономический кризис, и которые просто физически не могут сохранить весь персонал, поскольку денежные средства стремительно заканчиваются, а выручка стоит на нуле вот уже как третий месяц. 

Такие компании правда очень сильно хочется поддержать, поскольку действительно, многим сферам деятельности пришлось столкнуться с полным снижением выручки и отсутствием спроса на их услуги. Миф о том, что у собственников любого бизнеса где-т на счету в банке или дома под кроватью лежит большой мешок, потому и миф, что денег-то и нет - они все направлялись на развитие бизнеса, на поддержание деятельности компании в несезонные времена и так далее. 

И да, я уверена, что большинству из таких компаний и правда очень сложно терять своих сотрудников и справляться с этим напряжением. 

Здесь поддержка HR-специалиста, или консультанта, или любого человека, который готов и может выполнить эту функция, нужна собственнику компании и ее ТОП-менеджерам.  

Я уверена, что многие начнут бросить в меня злобные комментарии о том, что сотрудникам нужно сохранить работу и так далее. 

Но я к этому готова, и с огромной грустью и болью могу Вам сказать - к сожалению, далеко не всегда работодатель может это сделать. И это не означает, что он плохой - поверьте, увольнять людей и правда очень сложно. Иногда практически все силы, без остатка уходят на этот процесс. 

Поэтому, именно в текущей ситуации, любому собственнику и руководителю нужен человек, который поможет осуществить непростой процесс сокращения и расстаться с персоналом с минимальными потерями для обеих сторон, а также поможет собственнику и ТОП-менеджерам справится с такими сложными чувствами, как грусть, бессилие, злость, отчаяние, стыд, вина, разочарование, страх, боль - это те чувства, которые в разных пропорциях, но так или иначе, возникают у руководителей при столь сложные и неожиданных обстоятельствах. 

Если же мы говорим о тех сотрудниках, которых работодателю придется уволить в это непростое время - такой человек поможет им справиться со своей болью, злостью, яростью, отчаянием и другими, столь же сложными чувствами. 

Какие могут быть варианты для бизнеса в такой ситуации: 

  1. Поговорить с сотрудниками, и предложить возможность отпуска без сохранения заработной платы, но с возможностью сохранения своего рабочего места 
  2. Прояснить ситуацию, рассказать о том, почему в настоящий момент компания не может и дальше обеспечивать сотрудника рабочим местом, обозначить ценность данного сотрудника и предложить в настоящий момент найти другую, временную работу, обеспечить сотрудника рекомендациями и дать гарантию возможности возврата в компанию при желании сотрудника после окончания кризиса 
  3. Переквалифицировать на другой функционал тех специалистов, которые в данный период кризиса оказались не востребованы в Вашей компании, опять же, прояснив с каждым, чем вызвана такая необходимость, и при наступлении каких именно обстоятельств возвращение к их привычному функционалу будет возможно. 

Эти меры стопроцентно не помогут сохранить весь персонал и выйти из этой ситуации без конфликтов, но помогут получить максимально, насколько это возможно в данной ситуации, глубокое понимание со стороны сотрудников и сохранить большую часть коллектива. 

Чем Вам в данной ситуации будет полезен HR-специалист, или консультант, или лицо, его замещающее: 

  • такой человек сможет максимально корректно и с пониманием отнестись к каждому сотруднику Вашей компании и провести сокращения с минимальными потерями для каждой стороны.  
  • оказать психологическую помощь и поддержку каждому сотруднику, и снизить количество негативных отзывов о Вашей компании. 
  • поддержать Вас и помочь Вам справиться со всеми сложными и порой непереносимыми чувствами, в столь неплохой ситуации. 

2) Компании, которые способны экономически перетерпеть кризис и карантин, но которые могут и вынуждены, либо сами хотят, работать в этот период удаленно, но по окончании карантина сохранить всю команду и корпоративный дух в коллективе. 

В такой ситуации HR-служба и их работа важны как никогда. 

С какими чувствами и переживаниями в такой ситуации сталкивается работодатель: 

  • страх, что сотрудники будут неэффективны и их рабочее время проконтролировать невозможно; 
  • страх того, что сотрудники уволятся и уйдут в другие компании; 
  • страх потери корпоративного духа и нарушения баланса в организации; 
  • страх смерти своего персонала от вируса, и как следствие, негативных последствий для всего бизнеса в целом; 
  • страх снижения выручки компании и нарушения финансовой стабильности компании, а как следствие, невозможность сохранить рабочие места на время кризиса. 

С какими чувствами сталкиваются сотрудники в данной ситуации: 

  • страх, что их уволят; 
  • растерянность от смены обстановки; 
  • страх смерти; 
  • страх не оправдать ожидания работодателя; 
  • повышенный уровень ответственности; 
  • усталость от вынужденности нахождения в заперти 
  • неопределенность; 
  • бессилие; 
  • они ощущают себя брошенными, ненужными и забытыми. 

В таких обстоятельствах у сотрудников нарушен баланс безопасности - причем перекос очень сильный, нарциссические и невротические потребности также не удовлетворяются. 

Для чего здесь нужен HR-специалист: 

  • организация коммуникации и поддержание корпоративного духа компании в онлайн-режиме - здесь очень высок риск того, что уже выстроенная корпоративная культура просто рухнет. В помощь здесь могут быть организованы встречи в zoom нерабочего формата, онлайн игры и так далее. 
  • поддержка сотрудников и формирование безопасности; 
  • организация рабочего процесса в удаленном режиме без потерь для межличностной рабочей коммуникации; 
  • обеспечение хоть какой-то определенности для сотрудников- что происходит во внешнем мире, как с этим лучше справляться, информирование об изменениях в компании и определение дальнейшего развития события - до какого числа продлевается карантин, что происходит в компании, насколько стабильны сейчас процессы и так далее. Неплохим способом формирования безопасности может быть в данном пункте информирование о финансовой ситуации в компании; 
  • организация безболезненного для всех участников процесса контроля выполнения доведенных сотрудникам показателей; 
  • организация тематических встреч, посвящённых страху смерти и развитию пандемии; 
  • постоянное поддержание уровня ответственности у сотрудников - почему сейчас важна эффективная работа, чего от них ждет руководство, что будет, если на каком-то этапе кто-то расслабиться и будет выполнять свои задачи некачественно. 

Чего точно не стоит делать руководителям, исходя из своих страхов и переживаний: 

  • неимоверно ужесточать контроль за работой персонала - “ты должен отвечать на звонки через три гудка и не позже”, “ты не можешь больше, чем на 5 минут, отойти от компьютера”, “я хочу читать всю твою переписку” и так далее. 
  • необоснованно урезать заработные платы, считая, что удаленная работа стоит меньше, чем работа в офисе. Да, уменьшение годовых бонусов, квартальных премий и так далее в случае финансово-экономической нестабильности компании, в каких-то ситуациях, конечно, возможно, и даже необходимо. Но это должно быть обоснованное решения, и последствия его также должны быть четко взвешены. Позиция, при которой считается, что в случае кризиса и пандемии, сотрудник, работа которого оценивается в 1000 рублей, будет стоить 400 - не соответствует реальности. Мысль о том, что на удаленке люди работают меньше, так же далека от правды - как показал опыт нашей компании и компаний наших коллег - люди на удаленке во время кризиса работают даже больше, нежели в офисе в спокойное время, поскольку их силы концентрируются только на работе, их не отвлекают внешние обстоятельства, а также потому, что работа - хороший способ справляться со своими страхами для многих людей.  
  • фантазировать что-то про рынок труда и грядущие на нем изменения. Я очень часто в последнее время слышу от некоторых партнеров рассуждения о том, что через неделю, две, месяц и так далее все компании будут задерживать заработную плату, массово сокращать персонал и так далее. Якобы это приведет к тому, что персонал не будет стоить ничего, заработные платы снизятся в трое, и поэтому всех, кто уйдет сейчас, можно будет легко заменить на таких же, но дешевых. Как только такие мысли начинаю Вас посещать, пробуйте опираться на факты - происходит ли это уже сейчас, в каком формате, во сколько Вам обойдутся новые сотрудники и что Вы будете делать, а также, какие финансовые риски понесете в случае, если рынок труда так и не станет полностью обесценен. 

Чем могут помочь HR- специалисты собственнику и ТОП-менеджерам в такой ситуации: 

  • коучинг; 
  • организация отчетов для руководителя о качестве работы сотрудников и об их состоянии; 
  • постоянный мониторинг рынка труда и обеспечение руководства качественной и достоверной информацией о процессах внешней среды; 
  • поддержка и формирование безопасности на верхних уровнях организации; 
  • дача сотрудникам обратной связи от руководства. 

Все эти меры помогут бизнесу и его собственникам сохранить компании, свои собственные силы и нервы, а также помогут Вам удержаться от принятия опрометчивых решений, которые могут негативно повлиять на дальнейшее развитие ситуации внутри Вашей компании. 

3) Компании, у которых нет возможности перевести персонал на удаленку, а работать нужно еще больше, чем до кризиса и пандемии. 

Здесь Вам HR-служба нужна для поддержания безопасности и вовлеченности у персонала, для формирования и внедрения поддерживающей и поощрительной программы для тех, кто смело продолжает работать сверх нормы в условиях такого высокого риска для своего здоровья. 

Персонал в текущей ситуации действительно идет на некоторый в своем роде героизм и помогает компании и людям, которые нуждаются в ее услугах как никогда, и эти люди хотят и заслуживают (я бы сказала, она им необходима) благодарности и поддержки, восхищения и уважения. И зада работодателя в этот период в таких компаниях именно такую идеологию и поддерживать, формирую новые ценности внутри компании. 

Со своей стороны в такое непростое время я готова ответить на Ваши вопросы в части управления персоналом в кризисных условиях текущего времени бесплатно. 

HR
Made on
Tilda